AhiskaLi FORUM

Объявление

Последние темы Форума

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » AhiskaLi FORUM » Ahiska tarihi » Мы Турки AHiSKA а не Турки месхетинцы


Мы Турки AHiSKA а не Турки месхетинцы

Сообщений 1 страница 20 из 24

1

Я открыл эту тему так как по версии грузин мы отуреченные грузины . Я с этим не согласен . Если нашим дедам нравилась красивая грузинка или армянка они женились на них возможно было такое родство, но их дети были Турками !
Вот та статья с википедии самой крупной интернет энциклопедии .

Турки-месхетинцы (самоназвание тюрк, тур. Ahıska Türkleri) — тюркоязычный народ, происходящий из области Месхетия в Грузии и в настоящее время рассеянный по территории бывшего СССР и отчасти в Турции. Турки-месхетинцы проживают в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70 тыс. человек), России (от 50 до 70 тыс.), Киргизии (около 30 тыс.), Узбекистане (около 15 тыс.), Украине (около 7 тыс.); общая численность на территории бывшего СССР — 260—280 тыс. человек (оценка), хотя существуют и более высокие оценки (до 300.000 и даже 750.000 по всему миру).

Территория исторической Месхетии соответствует трём районам Грузии - Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Небольшая группа месхетинцев жила на востоке Аджарии и северо-востоке современной Турции.

Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Помимо общей специфики диалектов Восточной Анатолии (которые во многом ближе к азербайджанскому языку, нежели к турецкому), диалект турок-месхетинцев испытал небольшое влияние грузинского и армянского языков, а в XX веке также тюркских языков Казахстана, Средней Азии и русского языка. Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого месхетинского языка, что впрочем поддерживается только частью специалистов-языковедов. Согласно такой теории считается, что месхетинский язык является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в средние века. До 80-85% турок-месхетинцев свободно владеют русским языком.

Верующие — мусульмане-сунниты.

История

Происхождение турок-месхетинцев крайне запутано и существуют две основные его версии:
протурецкая: большинство (более 80 %) турок-месхетинцев — потомки этнических турок — ерли (турецко-говорящие земледельцы); терекялы (азербайджано-говорящие пастухи); а меньшинство (около 20 %) — потомки коренных грузин и армян (хемшилы), ставших мусульманами в XVII—XVIII веках и перешедших на турецкий язык. Имеется версия о том, что месхетинцы произошли от симбиоза одного из родов турков-османов, осевших здесь, с грузинским племенем месхов.
прогрузинская: большинство турок-месхетинцев — потомки отуреченных в XVII—XVIII веках грузин-месхетинцев, с небольшой примесью этнических турок и азербайджанцев, а также возможно армяноязычных хемшилов.

В этногенезе турков-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 веке. Район Месхетского хребта сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в 13 веке и походом Тимура в 1395, увеличили численность тюркских элементов в юго-западных пограничных районах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. С вхождением в 1555 г. в состав Османской империи, территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии - турки-месхетинцы). Ко времени присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (в 1829) мусульмане-месхетинцы составляли меньшинство населения этого региона; на протяжении 19 - 1-й трети 20 вв. их доля постепенно возрастала от 1/3 до 2/ 5. Ко 2-й половине 19 века для месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х гг. у месхетинских мусульман имелся общий этноним «турки-месхетинцы»; местные месхи (православные с 19 в.) называли их «турками».

Бесспорно, что в этногенезе турок-месхетинцев принимали участие многие народы, но точное соотношение их доли остаётся вопросом дискуссий. Сами турки-месхетинцы придерживаются протурецкой версии своего этногенеза.

Новейшая история

С 1928 по 1937 годы турки-месхетинцы подвергались репрессиям: их принуждали менять национальность и брать грузинские фамилии. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс., 26 тыс. из них погибло).

В 1944 турки-месхетинцы (вместе с курдами, хемшилами и другими кавказскими народами), по обвинению в пособничестве врагам а именно то что, значительная часть населения, связанная с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями, занималась контрабандой, проявляла эмиграционные настроения и служила для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп , по приказу И. В. Сталина были принудительно выселены со своих территорий в Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Всего было выселено 115,5 тыс. чел., из них около 17 тыс. погибло в пути. С ними довольно быстро смешались и небольшие группы турок-османов, выходцев из центральной Турции, живших в Абхазии и Аджарии и выселенных оттуда в Среднюю Азию в 1948-49 годах.

Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как "спец. переселенцы" (т.е. без права изменения места жительства).

В 1956 с турков-месхетинцев были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа, в особенности в Кабардино-Балкарию и Северный Кавказ.

В мае 1989 произошел погром турков-месхетинцев в Ферганской долине Узбекистана в результате роста этнического напряжения в перенаселенной и обедневшей части Ферганы. За этим последовала массовая эвакуация турок-месхетинцев из Узбекистана в Россию, Казахстан и Азербайджан.

В 1990-х Грузия начала принимать месхетинских переселенцев, если те объявляли о своей грузинской этнической принадлежности.[Источник?] Это вызвало протесты среди армянского населения провинции Самцхе-Джавахети и приём был остановлен.

Азербайджан принял несколько тысяч месхетинцев, однако, ввиду проблемы с беженцами из Нагорного Карабаха, дальнейшее переселение было приостановлено.

Турция, которую многие турки-месхетинцы рассматривают в качестве настоящей родины, начала программу по приему месхетинских иммигрантов, с заселением их в бедные восточные районы страны с преобладающим курдским населением, что не соответствовало ожиданиям месхетинцев, которые в свою очередь не стали заселяться в отведенных им территориях и заселились в большинстве своём в такие турецкие города, как Бурса, Игдыр и др. На данный момент в Турции проводятся мероприятия, поддерживаемые государством, по облегчённому получению гражданства турками-месхетинцами. По облегчённому получению гражданства турками-месхетинцами существует специальный закон.

Значительная группа месхетинцев компактно осела в юго-западных районах Краснодарского края России. Однако, как в силу общей политики местных властей противодействия иммиграции в этот край, так и в особенности из-за возникшей неприязни именно к месхетинцам, последние испытывают притеснения со стороны районной администрации и негативное отношение местного казацкого населения. В Краснодарском крае налицо социальная проблема на национальной почве.

С февраля 2004 при содействии правительств России и США, Международная организация по миграции начала программу по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. На сентябрь 2005 около 21 тысячи лиц подали заявления об участии в программе и 5000 переехали в города Портленд, Филадельфия, Атланта, Ноксвилль, Вокеша, Кент, всего более чем в 60 городов Америки. На данный момент программа приостановлена.

22 июня 2007 года Парламент Грузии принял законопроект о репатриации турок-месхетинцев, проживавших на юге Грузии и переселенных в республики Средней Азии: "О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века". В соответствии с законопроектом желающие репатриироваться в Грузию должны до 1 января 2009 года представить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания.

0

2

ne xochetsa tebia obidet no esli ti govorish chto ti turok a ne turok mesxetinets to togda zachem tebe exat v gruziu jit?ved turtsia toje prinimaet i tam ti budesh u sebia doma a v gruzii poluchaetsa chto ti ne budesh doma...

0

3

ne xochetsa tebia obidet no esli ti govorish chto ti turok a ne turok mesxetinets to togda zachem tebe exat v gruziu jit?ved turtsia toje prinimaet i tam ti budesh u sebia doma a v gruzii poluchaetsa chto ti ne budesh doma...написал Имери.

АЛАВЕРДЫ батона Имери.Не хочеться вас обижать но правда дороже .Термины Турок-месхетинец и Турок -Ахыска говорят за один и тот же  народ.взависимости от того кто говорит,в России нас называли турки-месхетинцы .в Турции Ахиска-Туркляри .в Грузии Грузины-мусульмане.в Америке нас зовут Туркиш-пипл.Но это ничего по большому счёту не меняет ,речь идёт об одном и том же народе.Говорить надо о главном -Наш народ незаконно и безжалостно изгнан из Ахыска или Месхетии -(это каму как хочется слышать)речь идёт об одной територии и мы хотим вернуться на места прежнего проживания нашего народа ,на это мы имеем Моральное и законное право.

0

4

mahmud-kavkaz, Твои слова АЛЛАХУ в уши...Иншаллах всё будет, так как мы хотим...

0

5

  Ahıska Türkleri, Osmanlı zamanında yaklaşık 250 yıl Anadolu'nun doğusundaki Ahıska toprakları olarak anılan bölgede yaşamışlardır. Bu bölge 1829 Edirne Anlaşması ile Ruslara terk edilmiştir. Bunun üzerine soydaşlarımız Ruslar tarafından Orta Asya'nın çeşitli bölgelerine zorla sürülmüşlerdir. Uzun yıllardır vatan hasreti çeken Ahıska Türkleri, kendi topraklarına ya da anavatan olarak gördükleri Türkiye'ye yerleşmek istiyorlar.

Anadolu Türklüğünün ayrılmaz bir parçası olan Ahıska Türkleri'nin asıl vatanı bugünkü Gürcistan Cumhuriyeti'nin toprakları içinde kalan ve Türkiye ile komşu olan Ahıska, Ahılkelek, Aspinza, Adıgen ve Bogdanovka vilayetleridir. Günümüzde kendi yönetimi olmayan tek Türk topluluğu olarak Orta Asya'daki çeşitli ülkelerde varlığını sürdürmeye çalışan Ahıska Türkleri'nin tarihi oldukça eskiye dayanmaktadır.

Отредактировано esmerim_ (2007-07-20 19:32:10)

0

6

Dede Korkut Kitabı'nda "Ak-Sıka" (Ak-Kale), 481 yılında "Akesga" adıyla anılan Eski-Oğuzlar beldesi Ahıska, Gürcüce "Yeni Kale" anlamına gelen "Ahal-Tsihen"in Türkçe şeklidir. Ahıska, bugünkü Gürcistan sınırları içerisinde bulunan bir Osmanlı Toprağı olup, Türkiye sınırına 15 kilometre uzaklıktadır. Elde edilen bulgular, bölgenin, Milattan önce de önemli bir yerleşim bölgesi olduğunu gösteriyor. Evliya Çelebi, 17. yüzyılda Ahıska'ya gittiğinde bölgede taş bir kale, kale içinde bin tane ev, eski cami, pek çok han, hamam ve medrese bulunduğunu tespit etmiştir. Ama bu eserlerden hiçbiri, Kızıl Komünist yönetimin vahşi politikaları sebebiyle günümüze intikal etmemiştir.

Bölge, 642 yılında Hz. Osman döneminde Müslümanların yönetimine girdi. 1068'de Selçuklular, 1268'de Moğollar yönetime hâkim oldular. Kısa süren Moğol hâkimiyetinden sonra, kendi halkından olan Derebeyleri yönetimi ele aldılar. Yarı bağımsız olarak; İlhanlı, Karakoyunlu ve Akkoyunlu devletlerine bağlı olarak kaldılar. Ahıska bölgesi, 1578 yılında Osmanlı Devleti'nin yönetimine geçti ve eyalet merkezi hâline getirildi.

Отредактировано esmerim_ (2007-07-20 19:31:46)

0

7

1828 yılında Ahıska'nın 50 bin Türk nüfusu vardı. Bu tarihte Osmanlı'ya saldıran Ruslar önce Kars'ı ele geçirerek büyük bir katliam gerçekleştirdikten sonra Ahıska'ya yöneldiler. 5 Ağustos 1828 günü, yerli halkın koruduğu Ahılkelek Kalesi, toplarla düşürülerek kaybedildi. Destansı bir kurtuluş mücadelesi veren Ahıska Türkleri 28 Ağustos 1828'de kadın ve çocuk demeden büyük bir katliamdan geçirildikten sonra, Ahıska toprakları da Rusların eline geçmiş oldu. 1829 Osmanlı-Rus Savaşı sonunda imzalanan Edirne Anlaşması'yla birlikte bu topraklar kesin olarak
Ruslara terk edildi.

Отредактировано esmerim_ (2007-07-20 19:30:51)

0

8

Rusya'nın Türkiye ve İran üzerinden düzenlediği Ermeni göçü Kafkasya'daki etnik dengeleri bozdu ve istikrarı yok etti. Birinci Dünya Savaşı Ahıska Türkleri açısından gerçekten çok zor bir dönemdir. Bölgedeki Türk varlığına son vermek isteyen Gürcü, Ermeni ve Rus milletleri, Ahıska'da binlerce Türk köylüsünü katletmişlerdir. Dünya kamuoyu ise Ahıska Türkleri'ne yapılan mezalim karşısında sessiz kalmıştır.

1930'lu yıllarda dini ve kültürel baskıların dışında, iktisadi ve siyasi baskılara da hedef olan Ahıska Türkleri'ni Rusların içinde eritme politikalarına yoğunluk kazandırıldı. Bu yıllarda çok sayıdaki Ahıska Türk'ü sınırı geçerek Türkiye'ye sığındı. Bu gelişme SSCB'yi rahatsız etti. 1937 yılından itibaren de Ahıskalılar SSCB tarafından "Rejim Düşmanı" ilan edildi. 1937'de doruğa ulaşan Stalin zulmüne Ahıska Türkleri de maruz kaldılar. Aydınların çoğu tutuklandı ve idam edildi. Bu yıllarda SSCB İçişleri Halk Komiserliği Özel Soruşturma Bölümü Başkanı B. Kabulov, Ahıska'ya atanmıştı. B. Kabulov o zaman ihtiyar ve hasta olan Ahıska'lı lider Ömer Faik'i hapse attırmış ve "Türkiye Casusu" olarak çeşitli işkencelere tabi tutturmuştur

Отредактировано esmerim_ (2007-07-20 19:28:28)

0

9

Stalin İkinci Dünya Savaşı'nda, 50 bin genç Ahıska Türkü'nü Alman Cephesine gönderdi. Soydaşlarımız, hiçbir askerî eğitim almadan, silâh tutmasını bile öğrenemeden kendilerini savaşın tam ortasında buldular. Otuz bin genç, cepheye gönderildiklerinin ilk günlerinde hayatlarını kaybettiler. Yirmi bin kişi sakat ve yaralı olarak hayatta kalabildi. Bunlardan on bini yurtlarına dönebildi. Günümüzde; Almanya'da, Ukrayna'da, Fransa ve İtalya'da bulunan birçok Ahıska Türkü, işte o vatana dönemeyen sakat-yaralı askerlerin torunlarıdır.

Tarihin her döneminde zulme uğramış ve vatanlarından uzak yaşamaya mahkum edilmiş tek Türk topluluğu, Ahıska Türkleri'dir. Kırım ve Kazan Türkleri, Çeçenler ve diğerleri... Hepsi kötü şartlarda da olsa eski vatanlarına döndüler. Bu hak yalnızca Ahıska Türkleri'ne verilmedi.]

http://rf.foto.radikal.ru/0707/57/b955cf2f1161.jpg

Отредактировано esmerim_ (2007-07-20 19:27:28)

0

10

Ahıskalı kardeşlerimiz, Erzurum şivesi ile konuşurlar. Evlerinde tam bir Anadolu kültürü yaşanır. Türk örf ve âdetlerine, Müslümanlığa sıkı sıkıya bağlıdırlar. 1968 yılında, Sovyet yönetimi, Ahıska Türkleri'nin SSCB'nin herhangi bir bölgesine yerleşebileceklerine dair bir karar aldı. Ama "herhangi bir bölge" tarifi içinde, vatan olarak benimsedikleri Gürcistan toprakları yoktu. Ahıska Türkleri, bu dönemde Stalin zulmünden sığındıkları yerlerde hep vatan özlemi çekiyorlardı. Son 70 yılda 3 defa sürgüne uğrayan ve 1944 yılında kanlı diktatör Stalin tarafından sürgüne tabi tutulan Ahıska Türkleri bu dönemde binlerce şehit vermişlerdir.

Ahıska Türkleri bugün 13 Cumhuriyetin 264 değişik bölgelerinde yaşamaktadırlar. Rusya Federasyonu'nun 28 yerleşim biriminde 70 bin, Kazakistan'da 145 bin, Azerbaycan'da 106 bin, Kırgızistan'da 57 bin, Özbekistan'da 30 bin, Ukrayna'da 18 bin, Türkiye'de 200 bin, çeşitli ülkelerde 3 bin olmak üzere 629 bin Ahıska Türk'ü yaşamaktadır. Bunların sosyal, kültürel ve eğitimle ilgili pek çok problemleri mevcuttur.

Türk toplulukları içerisinde kendi yönetimi olmayan tek Türk topluluğu olan Ahıska Türkleri'nin kendi okulları ve yayın organları da yoktur. Yeni yeni kültür merkezleri, dernek veya cemiyet kurmaya başlamışlardır. Geniş bir alana sürüldükleri halde Türklüklerinden hiçbir şey kaybetmemişler, bugüne kadar Türk adını şan ve şerefle yaşatmışlardır.

Soydaşlarımız, 1991'den bu yana, kısmen iyi şartlarda yaşıyorlar. Fakat onların hedefi ata yurtları olan Ahıska'ya dönmek veya Türkiye'ye yerleşmek

0

11

Ahıska Türkleri'nin Türkiye'ye Kabulüne Dair Kanun

Kanun Numarası: 3835
Kabul Tarihi: 2/7/1992

Eski Sovyetler Birliği'ni oluşturan cumhuriyetlerde dağınık halde yaşayan ve "Ahıska" Türkleri olarak adlandırılan soydaşlarımızdan Türkiye'ye gelmek isteyenler, en zor durumda bulunanlardan başlamak üzere, Bakanlar Kurulunca belirlenecek yıllık sayıyı aşmamak kaydıyla, serbest veya iskanlı göçmen olarak kabul olunabilirler. Bunların kabulleri ve iskanları, bu Kanun ile 2510 sayılı İskan Kanunu hükümlerine göre yapılır.

Gayrimenkul verilerek yapılacak iskanda vali ve kaymakamlar temlikle yetkilidir. Temlik cetvelinde, ailenin bütün fertleri eşit hisselerde belirtilir ve tapuya da temlikteki gibi tescil edilir.

...İllerde kurulacak alt komisyonlar, üst komisyonun vereceği görevleri yapar.
Üst komisyonun görevleri şunlardır:

a) Türkiye'ye göçmen olarak gelecek Ahıska Türkleri'nin kabul şartlarını, geçici ve kati iskan yerlerini belirlemek,

b) Yerleştirme ve iskan programlarını hazırlamak,

c) Göçmenleri üretici duruma getirmek için gerekli tedbirleri almak,

d) Ahıska Türkleri'nden Türkiye'ye gelmek isteyenleri tespit ve bulundukları yerler ile Türkiye'ye hareket edecekleri bölgelerden toplanmalarını temin etmek, hareket sırasında iaşe ve sağlık konularında yapılacak işlemleri planlamak, bulundukları yer ülke yetkilileri ile koordinasyonu sağlayacak ön heyet oluşturmak,

e) Ön heyetin yapacağı giderler ile göçmenlerin bulundukları yerlerden nakil, barındırma ve iskan masrafları için sağlanan ödeneğin miktarını belirlemek,

f) Başbakanlık ve Bakanlar Kurulunca verilecek diğer görevleri yapmak. Üst komisyonun kararları görevli Bakanın onayı ile kesinleşir.

- Göçmenlerin kendilerine ait zati ve ev eşyalarının tamamı ile mülkiyetinin kendilerine ait olduğu belgelenen her türlü eşya ve damızlık hayvan, bir defada Türkiye'ye getirilmek koşuluyla her türlü vergi, rüsum ve harçtan muaftır.

- Gerek Türkiye'de iskan edilecek ve gerekse Türkiye dışında, eski Sovyetler hudutları dahilinde halen bulundukları yeni devletlerde kalacak "Ahıska" Türkleri'nden Bakanlar Kurulunca tespit edileceklere çifte vatandaşlık statüsü sağlanır.

0

12

esmerim_
SagoL ki bunlari yazdin ellerine saglik, Biz hep ruslarin yazdiqi tarihi okuduk ishte bu da Turklerin yazdiqi !!!! Bi daha chok sagoL
(*)  :yes:  (*)  :yes:  (*)  :yes:  (*)  :yes:   (*)  :yes:  (*)  :yes:  (*)  :yes:

Отредактировано DeLikanLi (2007-07-21 06:58:34)

0

13

DeLikanLi написал(а):

SagoL ki bunlari yazdin ellerine saglik, Biz hep ruslarin yazdiqi tarihi okuduk ishte bu da Turklerin yazdiqi !!!! Bi daha chok sagoL

) sende sagol...

0

14

AHISKA TÜRKLERİNİN ÇİLELİ HAYATI
Ahıska halkının çilesi, 2. Dünya Savaşı'nda Sovyet lideri Stalin'in talimatıyla Gürcistan'dan Orta Asya'ya sürülmeleriyle başladı. Gürcistan'da Meshetya adı verilen bölgede yaşadıkları için 'Mesket Türkleri' olarak adlandırıldılar. 1989 yılında Özbekistan'ın Fergana Vadisi'nde yaşayan Ahıskalılar, yerel Özbeklerin inanılması güç vahşetteki saldırıları sonucu kaçmak zorunda kaldı. Bir bölümü Rusya'ya, bir bölümü Azerbaycan'a göç etti. Dönemin Cumhurbaşkanı Turgut Özal'ın yakından ilgilenmesi sonucu bir grup Ahıska Türkü, 1990'ların başında Türkiye'ye'ye göç etti.

Sovyetler'in dağılmasının ardından Rusya'da yaşayan Ahıskalıları ise kimse kabul etmek istemedi. Kendilerine ne nüfus cüzdanı verildi, ne çalışma izni. Yasadışı duruma düşen Ahıskalılar, çalmadık kapı bırakmadı. Rusya, Ahıskalılar'ın aslında Gürcistan'a dönmesini istiyordu. Ancak, ekonomik olarak zor dönemden geçen Gürcistan, Ahıskalıları kabul etme planını 2008 yılına kadar erteledi.

Sürekli baskı altında yaşayan ve hiçbir hakka sahip olmayan Ahıskalılar'a Türkiye de ilgisiz davranınca, devreye Amerika Birleşik Devletleri girdi. Böylece Ahıska Türklerine üçüncü kez sürgün yolu gözüktü. Kendilerine yine seçme şansı tanınmadı, ama en azından bu kez gittikleri yerde iyi koşullarda yaşayacaklar. Yine de, çoğunun tek bir rüyası var: Anavatanda, yani Türkiye topraklarında ölmek

Отредактировано esmerim (2007-07-24 03:08:47)

0

15

mahmud-kavkaz согласна :) Ахыска и Месхетинцы одно  и тоже, просто раньше Ахалцикия была ,а теперь Месхетия, как раньше был Константинополь, а теперь Стамбул...просто название местности сменили и всё )

Отредактировано Ahiska (2007-07-31 03:51:46)

0

16

Ахыска,хочу уточнить не раньше было а ныне тоже есть,Турки зовут эту територию-АХЫСКА,Грузины -Месхетия,армяне живущие там-Джавахка.

0

17

mahmud-kavkaz я знаю это....Оффициальное название Месхетия, я об этом

0

18

imeri написал(а):

ne xochetsa tebia obidet no esli ti govorish chto ti turok a ne turok mesxetinets to togda zachem tebe exat v gruziu jit?ved turtsia toje prinimaet i tam ti budesh u sebia doma a v gruzii poluchaetsa chto ti ne budesh doma...

А когда грузины говорят "я грузин гориец",или же "я грузин" это что-то меняет?

0

19

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГРУЗИИ В ОТНОШЕНИИ ДЕПОРТИРОВАННЫХ И РЕПАТРИИРОВАННЫХ В ГРУЗИЮ МЕСХОВ.
    История и современность.

    Гурам МАМУЛИЯ

    Мамулия Гурам Самсонович, родился в 1937 году в Москве, доктор исторических наук, автор трудов по социальной истории Грузии и Кавказа.  Ведет исследовательскую и преподавательскую работу в институте истории АН Грузии и Дипломатической академии Грузии. Член Парламента Грузии в 1992 - 1995 годах, личный представитель Главы Государства Грузии по правам человека в 1993 - 1995 годах.  За диссидентскую деятельность подвергался преследованиям.  Основатель неформальной организации “Общество Ильи Чавчавадзе” и партии “Демократический Союз Грузии”.  Ныне - начальник службы репатриации Грузии.

    Ни в законодательной, ни в административной терминологии советского периода не существовал термин "депортация". Соответственно не было и термина "депортированный". Тех, кого западное право признавало "депортированными", в Советском Союзе называли "переселенными в места специального поселения” или "контингентом спецпоселения".

    Депортация, причисленная к ряду преступлений перед человечеством, является одной из тяжелейших форм политической репрессии, выражающаяся в массовой высылке населения без предъявления конкретного обвинения. Репатриация, или возвращение на родину, является способом восстановления справедливости в отношении депортированных.

    В 1944 году количество населения пяти районов Самцхе-Джавахети (Адигенского, Ахалцихского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) достигало 240 000 человек. В 1998-ом же, на 54-м году после депортации, оно составляет около 200 000. На селе депортация привела не только к деградации сельского хозяйства и депопуляции населения (в Адигенском районе в 1944 году проживало 42 000 человека, а в 1989 г.-22 000; в селах Ахалцихского района в 1944 году было 47 000 жителей, в 1989 г.- 14 000; в Аспиндзском районе в 1944 году - 33 000 чел., в 1989 г. -  14 000 и т.д.). Если в 1944 году в Самцхе-Джавахети армян было меньше, чем месхов, то после депортации количество армянского населения резко увеличилось. Именно поэтому в нынешнем  году армяне составляют более 60% населения Самцхе-Джавахети. Это же обстоятельство способствовало тому, что в Ахалкалакском районе тюркоязычные католики грузинского происхождения восьми деревень (Хулгумо, Картиками, Турцхи, Гуликами, Бавра и др.) причислили себя к армянам.

    Политика депортации мусульманского населения Самцхе-Джавахети была выработана царским правительством в 30-х годах минувшего века, когда Грузии на политической карте еще не существовало. В результате русско-турецкой войны 1828 года Россия отторгла у Османской империи северную часть Ахалцихского пашалыка - историческую провинцию Грузии  Самцхе-Джавахети, завоеванную османами в XVI веке, где они и основали в 1628 году Ахалцихский пашалык, издревле населенный грузинским племенем месхов. После более чем двухсотлетнего господства османов здесь сложилась следующая этническая и религиозная картина. Большинство деревень северной части Месхетии - Самцхе-Джавахети, где согласно переписи 1595 года, проведенной османами, проживали грузины православные, было омусульманено. Вторая, малая часть грузинского населения нашла приют в Армянской католической церкви, третья (также немногочисленная) часть находилась на грани утраты православия. Кроме того, по пастбищам Самцхе-Джавахети кочевали небольшие группы курдов и таракама (терекеминцев), которые пришли сюда в XVIII веке. Таким образом, в 30-х годах XIX века в Самцхе-Джавахети проживали мусульмане трех народностей: грузины, таракама и курды. Самцхе-Джавахети представляла собой крайнюю северную часть Ахалцихского пашалыка, и этнические турки из Малой Азии сюда не проникали, а лица негрузинского происхождения, служившие в администрации ахалцихских  пашей, либо находившиеся здесь на военной службе, покинули этот край после установления русского владычества.

    Когда в 1628 году в результате османского нашествия юго-западная Грузия - Месхетия превратилась в османский Чилдирский или Ахалцихский пашалык, грузинское дворянство как всей Месхетии, так и ее северной части - Самцхе-Джавахети, с целью сохранения своих социальных прав было вынуждено либо принять мусульманство, либо покинуть землю пред-ков, так как по законам османского государственного права быть на военно-административной службе могли лишь мусульмане. Спустя 200 лет, в 1828 году силой рус-ского оружия Самцхе-Джавахети вновь оказалась в пределах православия, но не грузинско-го, а в составе российского государства. И беки и агалары, являющиеся мусульманами грузинского происхождения, ради сохранения своих социальных прав просили российского императора вернуть их в лоно православной церкви вместе со своими подданными, и обес-печить им те же права, которыми обладали в то время находившиеся на императорской службе грузинские князья и дворяне.

    Это предложение российские власти не приняли, так как их целью была ассимиляция грузинского народа. Православные грузины, по планам российских государственных чиновников, должны были слиться с православными россиянами, так называемые "франги" - грузины-католики Самцхе-Джавахети - должны были слиться с "франгами" - армянами-католиками, а здешние, принявшие мусульманство грузины должны были окончательно отуречиться, и в качестве "турков" быть выселенными. Это была программа-максимум, в результате осуществления которой должно было последовать окончательное искоренение грузин в краю их исторической славы - Самцхе-Джавахети.

    Эти планы российских чиновников питала отсталая в результате исторических тягот социальная действительность самой Грузии. Находившаяся в течение столетий (XIII-XVIII века) в тупике социального развития Грузия распалась на царства и княжества. Её юго-западную часть - Месхетию османы превратили в Ахалцихский пашалык (1628-1828). Грузинами же в то время называлась лишь паства Мцхетинской патриархии, то есть православные, принявшие крещение в грузинской церкви. Как и повсюду в середине века, понятие «этнос» в феодальной Грузии совпадало с религиозной общиной. Понятия "Государство-нация" на Кавказе в 30-х годах XIX века, конечно, не существовало. Его не существовало даже в передовых странах Европы, где процесс становления "государств-наций" переживал лишь раннюю стадию. Поэтому в Самцхе-Джавахети 30-х годов XIX века грузины – представители Мцхетской патриархии - были крайне малочисленны, так как еще в Ахалцихском пашалыке (1628-1828) католики грузинского происхождения - так называемые "франги", - нашедшие приют в римской католической церкви, принадлежали армянской католической пастве и считались "армянами".

    Что касается большинства населения - мусульман  грузинского происхождения - они как народность, находившаяся по вероисповеданию вне Мцхетской церкви, формально к грузинам не причислялись, а сами же грузины, как православные, так и католики, называли мусульман грузинского происхождения "татарами" либо "турками". В понимании же грузин (как православных, так и мусульман) перешедшие в католичество православные месхи были "франгами".  Российская администрация хорошо знала эту слабую сторону грузин, и построила на ней свою великодержавную политику.

    Осуществление своих планов во вновь покоренном крае Россия начала с того, что предварительно  договорившись  с османами в 1830-31 годах, принудила значительную часть грузин-мусульман переселиться из Самцхе-Джавахети в Турцию (особенно из Джавахети).

    Высвободившиеся земли российский император собирался заселить казаками, но их оказалось недостаточно и поэтому Россия начала переселять туда армян из Эрзерума. Вскоре при финансовой поддержке России более 30 000 армян было переселено в опустевшие села Самцхе-Джавахети и город Ахалцихе. Одновременно грузинам-мусульманам было воспрещено проживание в городе Ахалцихе.

    Несмотря на все это, в Самцхе-Джавахети все же осталось до 180 деревень, заселенных грузинами-мусульманами, большей частью в Самцхе, то есть в современном Адигенском, Ахалцихском и Аспиндзском районах.

    Невзирая на омусульманивание и "отуречивание", коренные грузины - мусульмане Месхети прекрасно помнили свое грузинское происхождение, что явствует из материалов переписи населения 1869 года, проведенной русской администрацией. Согласно официальной русской статистике, в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губернии проживали представители следующих народностей и вероисповедания: 1. Грузины - мусульмане, католики и православные;
    2. Армяне - грегориане и католики;
    3. Русские - православные и духоборы;
    4. Таракама - мусульмане;
    5. Курды - мусульмане;
    6. Евреи - иудеи. Таким образом, по этим статистическим данным, в Самцхе-Джавахети не проживал ни один этнический турок-осман, а мусульмане состояли из грузин-суннитов, таракама и курдов. Количество грузин-суннитов равнялось 20 792 человека и составляло 84% от общей численности всего мусульманского населения Самцхе-Джавахети. Не зафиксировано ни одно-го турка и в материалах российских статических переписей; лишь в 1893 году, с целью отуречивания двуязычных (говорящих на грузинском и турецком) грузин-мусульман, в гра-фе, указывающей их происхождение  стали писать "турок", а их родным языком признавали турецкий, несмотря на то, что эти же лица в переписях 1869 и 1886 годов были записаны как "грузины-сунниты". Для иллюстрации приведем лишь один пример: по переписи 1869 года в селе Камза проживали грузины-мусульмане в количестве 78 мужчин и 67 женщин. К 1893 году население села Камза увеличилось вдвое, и в официальных переписях оно фигу-рирует уже не как "грузины-сунниты", а как "татары" и "турки". Тут же перечислены фа-милии этих "татар-турок": Чачошвили, Чечелашвили, Кутмамашвили, Ибошвили, Джакошвили и Гочиашвили. Такая же картина наблюдалась в каждой деревне, где проживали мусульмане грузинского происхождения. На сегодняшний день среди депортированных месхов из Самцхе-Джавахети зафиксировано 1 094 грузинских фамилий.

    Следует отметить, что имперская политика России в Самцхе-Джавахети, или, как тогда говорили, в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губернии, была неизменна: способствовать эмиграции оттуда мусульманского населения. С этой целью в упомянутых уездах российские власти основывали школы с обучением на турецком и русском языках, а из Османской империи специально приглашались муллы, которые открывали при мечетях духовные школы - медресе и обучали детей турецкому языку. В деле отуречивания местного грузинского мусульманского населения православные русские оказались еще более "правоверными", чем сами турки. Если в Ахалцихском пашалыке судопроизводство в селах для крестьян велось на грузинском языке, русское правительство ввело для мусульман турецкий и русский языки. В результате такой политики с 80-х годов XIX века закладывается основа для замены грузинского языка турецким в селах с мусульманским населением. С этого же времени зарождается местная интеллигенция турецкой ориентации из среды омусульманенной грузинской аристократии, ибо для детей бек-агаларов в Самцхе-Джавахети оказались закрыты двери благородных собраний и учебных заведений Российской империи, и со второй половины XIX века они получали образование либо в османской империи, либо в Баку - центре мусульманского Кавказа – откуда они возвращались на родину пантюркистами.

    Российская империя также всячески притесняла коренное грузинское омусульманенное население Самцхе-Джавахети, и противоречия, которые возникали на этой почве, тоже принимали религиозный оттенок, вследствие чего мусульманство превратилось для грузин-мусульман в своеобразное идеологическое оружие. Однако, несмотря на все коварство российской политики, все же не удалось полностью вытравить грузинский дух в омусульманенных месхах.

    В 1909 году было закончено строительство католического храма в селе Удэ. На храме прихожане тогда же сделали надпись: "В Удэ живет 2120 душ католиков, строителей этого храма. Мусульман - 520 душ, грузинского племени".  Таким образом, в 10-х годах XIX века в сознании омусульманенных месхов религия не всегда отождествлялась с народностью, и фраза "мусульмане, грузинского племени" указывает на то, что термин "грузин" начал означать гораздо широкое понятие, чем его первоначальное значение. Другими словами, данное слово уже означало больше, чем "православный", "мусульманин" или "католик". Так, в пределах царской России начала зарождаться современная грузинская нация.

    В то же время не сидели сложа руки и противники сближения грузин различных вероисповеданий. Вырабатываются новые методы для достижения старых целей, что четко проявилось в период первой мировой войны, когда открылся Кавказский фронт против Османской империи. Русское верховное командование Кавказского фронта в 1915 году предложило грузинскому собранию сформировать грузинские военные части, которые будут выселять  в Турцию мусульман Самцхе-Джавахети и Аджарии, а взамен, для привлечения на свою сторону грузин-христиан, обещали заселить крестьян из малоземельной Западной Грузии на высвободившиеся земли. На этот раз основной удар был направлен против аджарцев. В шовинистической русской прессе того времени очень много писалось о "государственной измене" аджарцев и опасности (для Российского государства) их проживания близ турецкой границы. Национальные деятели Грузии без труда догадались, что "заботы" эти были не о грузинских крестьянах, а о доведении до логического конца той государственной политики, которая имела целью окончательное искоренение грузин-мусульман из Самцхе-Джавахети и Аджарии. Благодаря энергичной деятельности передовых людей Грузии, выселения не произошло. Здесь же заметим: идея заселения опустевших после высылки 1944 года сел грузин-мусульман грузинскими же крестьянами принадлежит царской администрации, и советская власть лишь реализовала эту варварскую идею.

    После большевистского переворота в октябре 1917 года русские войска покинули Кав-казский фронт, и в июне-ноябре 1918 года османские войска оккупировали Самцхе-Джавахети. После поражения в первой мировой войне в конце ноября 1918 года, османская Турция оставила Самцхе-Джавахети. В январе-марте 1919 года местные беки подняли вос-стание против грузинского правительства, вследствие чего произошли стычки вооруженных отрядов мусульман и христиан, повлекшие жертвы с обеих сторон. Весной 1919 года войска Грузинской Демократической Республики восстановили суверенитет Грузии в Самцхе-Джавахети, и те мусульмане, которые видели будущее этого края именно в пределах Гру-зинского государства, впервые после трехсот с лишним лет почувствовали государственную поддержку со стороны независимой Грузии.

    Правительство Грузии официально осудило дискриминационную политику в отношении грузин-мусульман и в Ахалцихе был сформирован военный дивизион из грузин - мусульман. Власти начали организовать грузинские школы для них и изгнали ренегатов-пантюркистов, которые участвовали в восстании против грузинского государства.

    Грузинская национальная политика 1919-1920 годов в Самцхе-Джавахети оказалась недолгой, и в 1921 году закончилась с советизацией Грузии. В Самцхе-Джавахети снова воцарилась антигрузинская политика в отношении грузин-мусульман. Это было наградой для изгнанных из Грузии ренегатов-пантюркистов, которые имели особые заслуги перед большевистской Россией.

    В 1919 году после восстановления юрисдикции Грузии в Самцхе-Джавахети, действующая там группа пантюркистов во главе с Омаром Фаиком (Кипиани) и Ахмедом Пипиновым (Пипинашвили) укрылась в Азербайджанской республике. При поддержке Османской  Турции руководители этой группы получили большие государственные должности в Азербайджане. Во второй половине 1919 года они совместно с турецкими деятелями, работавшими там, установили связь с вождями большевистской России и кемалистами в Турции. При поддержке советского российского правительства они смогли убедить Мустафу Кемаля в необходимости советизации Азербайджана, для того, чтобы советская Россия стала соседом Турции через советский Азербайджан. Таким образом, между Россией и Турцией должен был открыться "коридор", по которому кемалистская Турция получила бы у советской России военную помощь в борьбе с вторгнувшимися в Турцию "западными ". Когда было достигнуто соответствующее соглашение, Мустафа Кемаль сделал официальное заявление на "Великом Национальном Собрании Турции" 26 апреля 1920 года, где он, в частности, говорил: "Совет Турецкого правительства обращается к Российскому Советскому правительству с письмом, в котором заявляет, что правительство Османской Турции берет на себя обязательство вместе с Советской Россией бороться против империализма и оказать влияние на Азербайджан в том отношении, чтобы Азербайджан вошел в состав границ советских республик".

    Омар Фаик и Ахмед Пепинов явились одними из первых среди тех, кто "встретил" большевистскую XI армию в Азербайджане и совершил "мирную" советизацию Азербайджанской республики спустя два дня после вышеприведенного заявления Мустафы Кемаля.

    В феврале 1921 года, когда в Шулавери при XI армии был создан Ревком Грузии, членом этого ревкома вместе с грузинскими большевиками стал и превратившийся в Азербайджане в "большевика" пантюркист Омар Фаик. В советской Грузии при ревкоме был создан Мусульманский Совет, председателем которого и был назначен Омар Фаик. Большевистская Россия, которая имела тогда особые интересы в кемалистской Турции, потворствуя турецкой политике на Южном Кавказе, проводила тем самым, антигрузинскую политику. Эта позиция, с одной стороны, принудила Советскую Грузию создать Аджарскую Советскую автономию, с  другой - изолировала от грузинского советского правления мусульман Самцхе-Джавахети, переподчинив их Советскому Азербайджану. При поддержке Москвы превратившиеся в "большевиков" пантюркисты добились того, что под предлогом культурного развития мусульман Самцхе-Джавахети, как для "тюркоязычного меньшинства" открыли азербайджанские школы и техникумы, и широко распахнули перед ними двери вузов Азербайджана. Педагогов, так называемых работников культуры, деятелей партийного и советского аппарата, включая секретарей райкомов и председателей исполкомов, присылали непосредственно из Азербайджана.

    Газеты и театр были на азербайджанском языке. Началась массовая переделка грузинских фамилий на мусульманский лад, и в конце концов, грузины-мусульмане вместе с таракама были записаны "азербайджанцами". Несмотря на протесты части грузин-мусульман, в 20-30 годах XX века в Самцхе-Джавахети в отношении грузин-мусульман проводилась ярко выраженная антигрузинская политика.

    С конца 30-х годов политика грузинских большевиков принимает национальный оттенок. В 1936-38 годах расстреляли Омара Фаика, Ахмеда Пепинова и довольно многочисленную группу пантюркистов Самцхе-Джавахети. Начали возвращать в Азербайджан присланные оттуда кадры. Правительство советской Грузии создало специальную Рабочую группу под руководством С. Джанашия, и П. Ингороква, которой было поручено рассмотреть - насколько правомерны требования грузин-мусульман о замене азербайджанских школ грузинскими и восстановлении грузинских фамилий и грузинской национальности. Эта группа установила справедливость требований грузин-мусульман, и с 1939 г. были предприняты первые практические шаги. Начали переделывать азербайджанские школы в грузинские. Некоторые партийные и комсомольские работники восстановили грузинскую национальность и фамилии.

    С целью более масштабного решения проблем месхов-мусульман и восстановления гру-зинского национального сознания, согласно постановлению советского грузинского прави-тельства, была создана специальная комиссия под руководством С. Джанашия и И. Абашид-зе. 15 января 1944 года комиссия представила правительству проект "О введении обучения на грузинском языке для грузин-мусульман Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского рай-онов и об улучшении культурного обслуживания населения этих районов. Согласно этому проекту, в 1944-50 годах все азербайджанские школы должны были быть переделаны в гру-зинские, в Ахалцихе должен был открыться грузинский педагогический институт, грузин-ский театр, музей и другие грузинские культурные учреждения. Мусульманам грузинского происхождения должны были восстановить грузинскую национальность и фамилии. Примеча-тельно, что проект охватывал только районы Самцхе, тогда как Ахалкалакский и Богданов-ский районы в него не вошли, видимо, по причине слабости грузинской советской власти в Джавахети.

    В то же самое время, когда грузинская интеллигенция разрабатывала планы о том, как восстановить и укрепить грузинское самосознание среди грузин-мусульман и даже обрела в этом деле практическую поддержку грузинского советского руководства, командование Закавказского Военного Округа вынашивало свои планы по отношению месхов-мусульман. В этих планах не было ничего нового, они повторяли преступную практику времен царской России, а именно - выселение грузин-мусульман из районов, пограничных с Турцией. Правительство советской Грузии старалось препятствовать этим планам и, параллельно с проектом, разработанным под руководством С. Джанашия и Ир. Абашидзе, выдвинуло другой проект переселения мусульман из пограничных районов во внутренние  районы Грузии. Весной 1943 года началась новая волна массовых депортаций в СССР и, видимо, в Грузии задумывались о судьбе мусульманского населения пограничных с Турцией районов.

    Командование Закавказского Военного Округа обосновывало необходимость выселения мусульман  в 1941-42 годах с пограничных с Турцией районов возможностью вторжения турецких войск в Закавказье. Со второй половины 1943 года, когда чаша весов войны окончательно склонилась в сторону СССР и последний сам начал составлять военные планы против Турции, ЗакВО счел опасным наличие мусульманского населения в регионе оперативных действий советских войск в случае войны СССР с Турцией и вновь настоял на высылке. Грузинская сторона, учитывая эту перспективу, полагала, что если Москва и решит осуществить высылку, она все же будет ограничена пределами Грузии. В тех исторических условиях такой вариант был бы для грузин-мусульман спасением. На основании русской и армянской шовинистической политики для радикального решения вопроса выселения грузин-мусульман из пограничных с Турцией районов, командование Закавказского Военного Округа под предлогом усиления пограничного режима обратилось с окончательным предложением в Государственный Комитет Обороны СССР. Теперь уже командование ЗакВО требовало высылки мусульманского населения не только из Самцхе-Джавахети, но и из Аджарии. Вопрос решился в Москве в пользу русских и армянских шовинистических интересов с одним лишь существенным коррективом: говоря языком документов той эпохи, "контингент" спецвысылки определили по религиозному признаку, однако в целях спасения аджарцев от высылки, все мусульмане были разделены по этническому признаку, и аджарцев как грузин исключили из "спецконтингента". Это был максимум того, что сумело сделать тогдашнее правительство советской Грузии.

    После внесения соответствующих изменений в проект командования ЗакВо, по Постановлению Госкомитета Обороны СССР от 31 июля 1944 года за №6279 подлежали спецвысылке из Ахалцихского, Адигенского, Ахалкалакского и Богдановского районов Грузинской ССР турки и курды, а из Аджарской АССР - турки, курды и хемшилы (армяне-мусульмане). "Спецконтингент" направили в Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Высылка была произведена 15-18 ноября 1944 года.

    Итак, соответственно политической конъюнктуре, советская власть сперва  объявило омусульманенных грузин Самцхе-Джавахети  тюркоязычным меньшинством, затем азербайджанцами, а под конец - турками вместе с таракама.

    Так была решена судьба потомков тех грузин Самцхе-Джавахети, которые на протяжении столетий боролись за грузинскую государственность, потерпели поражение в этой борьбе, вследствие чего  и были омусульманены. История нашла их "вину" в том, что они проживали сперва на российско-турецкой, а потом на советско-турецкой границе, а грузинский народ, лишенный реального суверенитета, не смог их защитить.

    Из Самцхе-Джавахети всего было выселено до 90 000 человек, до 20 000 находились на фронте и по окончании войны они также подверглись высылке. По этническому происхождению из приблизительно 110 000 высланных более 90 000 были грузины-мусульмане, остальные - таракама (терекеминцы) и курды.

    Из Аджарии выслали до 5 000 человек. Количество так называемых "турков" в Аджарии было незначительно, среди них большинство были коренные аджарцы и лазы, то есть грузи-ны. "Ошибка" тут же была исправлена, и большую часть высланных вернули обратно.

    Намеченный российским императором Николаем I план в отношении грузин-мусульман Самцхе-Джавахети Москва довела до конца в 1944 году. Попытка грузинских патриотов (С. Джанашиа, П. Ингороква, Ир. Абашидзе и др.) вернуть омусульманенных месхов в Грузию закончилась в условиях  советской власти катастрофой.

    Таким образом, омусульманенных грузин выслали в качестве "турков", а что представляло собой национальное самосознание этих "турков" хорошо видно из воспоминаний коренного месха Михаила Велиджанашвили. Мы останавливаемся на этом воспоминании потому, что отраженное в нем сознание омусульманенного грузина дает нам возможность раскрыть социальное содержание странного на первый взгляд термина "турок-месхетинец", которым называют сегодня депортированных месхов (грузин-мусульман) не только за границей, но и, что особенно прискорбно, зачастую и у нас в Грузии.

    1 января 1937 года в СССР была проведена перепись населения. Интересное воспоминание об этой переписи сохранилось у М. Велиджанашвили. Он родился в 1904 году в селе Хизабавра Аспиндзского района. В 1929-33 годах учился в московском институте геодезии, затем был директором школы в Хизабавра, а потом - начальником планового отдела Аспиндзского райисполкома. В этом качестве ему как раз и было поручено руководство комиссией по переписи населения района.

    Как выяснилось, в графе "национальность" коренные грузины-мусульмане были записаны как "турки", что вызвало у части из них протест. По поручению Первого секретаря ЦК КП Грузии Л. Берия была создана комиссия для изучения этого вопроса и в состав комиссии вошли Симон Джанашия, Павле Ингороква и Николоз Бердзенишвили. Для изучения дела на месте, комиссия прибыла в Аспиндзу. М. Велиджанашвили так описывает встречу комиссии в селе Ота:

    "Когда мы прибыли туда, нас встретила старая женщина 100 с лишним лет. Мы вышли из машины, Симон поздоровался с ней по-грузински, она ответила на прекрасном грузинском языке, и на его вопрос откуда она родом, рассказала, что ее предки были из Хизабавра, грузины-христиане, но когда они омусульманились, переселились сюда, в Ота... Все мы были грузины, османы силой заставили нас принять мусульманство, теперь в этом селе мы все турки" (Воспоминания хранятся в Институте рукописей им. К. Кекелидзе).

    Рассмотрим сообщение престарелой жительницы Ота. По переписи 1869 года в Ота проживало 20 домов грузин-суннитов, 90 мужчин и 81 женщина. А в переписи 1886 года в Ота зафиксирован 31 дым "татар", 172 мужчин и 143 женщины.

    Старую женщину из Ота в 1869 году записали как "грузинку-мусульманку", в 1886 году как "татарку", а в 1937 году "турчанкой". По ее рассказу, отец ее был христианином и он был крещен. Таким образом, сама она являлась мусульманкой второго поколения и живо помнила христианское прошлое своих предков.  Никакого турецкого национального самосознания у этой женщины не было, да и не могло быть, так как "быть турком" шло от религиозного сознания и являлось синонимом мусульманства, как это было вообще в средние века.

    Необходимо четко выделить, что все входившие в суннитскую религиозную общину мусульмане Самцхе-Джавахети не объединялись механически в одно целое. Сунниты грузинского происхождения резко отделяли себя от курдов и терекеминцев (таракама), и называли себя "коренными мусульманами". После высылки те месхи, которые причисляют себя к "месхам-туркам", не признают курдов и терекеминцев "своими" и отмежеваны от них.

    В 1956 году, когда с депортированных был снят комендантский надзор и формально они приравнялись в правах к советским гражданам, возник вопрос, кем же является этот народ, депортированный из Месхетии. Народ, многие представители которого имеют грузинские фамилии, и часть которого не знает другого языка, кроме грузинского. Поскольку термин "турок" в Месхетии имел в основном религиозное, а не национальное, содержание и обозначал мусульманина, "турок-месхетинец" не что иное, как месхетинец-мусульманин. Если бы история месхов - "франгов" сложилась аналогично истории месхов-мусульман, грузины-католики могли бы создать термин "франги-месхи", и этим отмежеваться от "франгов" - армян, т.е. армян-католиков.

    Так как часть депортированных считает себя грузинами, с течением времени сформировались две общественные организации месхов: "Хсна" ("Спасение" по-грузински) - по политической ориентации грузинская и "Ватан" ("Родина" по-турецки) - турецкая. До официальной регистрации в Российской Федерации (1991г.) и в Грузии (1992 г.) члены "Хсна" объединялись в нелегальное общество "месхов-грузин", и сегодня они противостоят "месхам-туркам", объединенным в "Ватан".

    Свою позицию в условиях советского режима 80-х годов депортированные "месхи-грузины" изложили в Документе №18 от 14.01.79 года Московской Хельсинской группы, ко-торый называется  "О положении месхов".

    Документ этот начинается следующими словами: «Месхи - древнее грузинское племя, которое с древнейших времен обитало в Месхетии (южная часть Грузии, граничащая с Турцией). Месхи приняли мусульманство и частично отуречились в результате покорения этих земель Турцией. Ныне часть месхов считает себя грузинами, часть - турками, большинство же затрудняется ответить на этот вопрос». Далее в документе идет речь о самой депорта-ции и нарушении прав депортированных в местах ссылки. Документ далее гласит: "Московской Хельсинкской группе передан ряд документов, в которых удостоверяется, что месхи как депортированные недовольны своим положением и активно борются за возвращение на историческую родину".

    Вместе с тем месхи-грузины и месхи-турки идут разными путями. Месхи-грузины  пишут обращениея к правительству, в которых они подтверждают свое исконное грузинское происхождение и принадлежность к грузинской нации. Группа содействия приняла более 1 100 таких листков с подписями, которые охватывают приблизительно 7 500 человек. Эти листы с подписями были изъяты у И.Ф. Орлова (он был руководителем группы - Г.М.) во время обыска (пункт №134 протокола обыска) с просьбой о содействии возвращению месхов,  - если не в Месхетию, пусть куда-нибудь, лишь бы в Грузию. Они согласны поселиться в любом районе, маленькими группами и в разных селах. Это очень скромные, лояльные и законные требования.

    Месхи-турки не обращались к Группе содействия, но представили ей информацию. Согласно этой информации, месхи-турки требуют возвращения в Месхетию". По заключению документа, Советское правительство нарушает свои обязательства, по Хельсинскому соглашению.

    Лучшие представители грузинской интеллигенции всегда боролись вместе с месхами за возвращение их на родину и не раз обращались с петициями к правительству. После смерти И. Сталина наступила некоторая либерализация советской власти и в апреле 1979 года Центральный Комитет КП Грузии принял постановление о репатриации месхов в Грузию. Предполагалось ежегодно переселять 150 семей. Однако за период с 1981 по 1988 год удалось переселить лишь до 1 300 человек, в основном, в районы Западной Грузии. Правительство советской Грузии фактически признавало депортированных месхов грузинами и не именовало их в официальных документах "турками", либо "турками-месхами". Оно заботилось о том, чтобы дети месхов могли учиться в грузинских школах, хотя поначалу отказывало месхам в восстановлении их исконной национальности и грузинских фамилий. Лишь позднее, 26 мая 1988 года в связи с празднованием 70-летия независимости Грузии десятки семей месхов получили паспорта, в которых значились их исконные грузинские фамилии и национальность.

    Репатриация месхов даже в советскую Грузию совершенно четко показала, что у депортированных месхов, особенно у молодежи, в первом же поколении формируется грузинское самосознание, в том числе и у тех молодых месхетинцев, чьи родители считают себя "турками-месхетинцами".

    В результате ферганского погрома 1989 года, произошла фактически вторая депортация большей части месхов. Из Центральной Азии они переселились в основном в Россию, Азербайджан и на Украину. Это усилило их  стремление к репатриации.

    К своему стыду, грузинская общественность не только не защитила гонимых, но под предлогом "защиты Грузии от мусульман" допустила в 1989-1991 годах погромы и выселение большинства тех месхов, что вернулись на родину в 1981-1988 годах. Особенно в организации погромов и высылки отличились Хельсинкский Союз Грузии, Общество Ильи Праведного, Народный фронт Грузии и Общество Мераба Костава.

    После распада СССР и приобретения Грузией независимости, наблюдаются определенные сдвиги в сфере урегулирования месхетинского вопроса.

    24 апреля 1992 года Министерство юстиции Грузии зарегистрировало общество "Хсна", титул которого - "Общество высланных в 1944 году из Самцхе-Джавахети грузин и их потомков". Этот, на первый взгляд, незначительный акт нужно считать большим достижением депортированных месхов и всей Грузии в целом, так как ее правительство впервые после утраты независимой государственности в 1921 году официально признало месхов-мусульман грузинами. Позднее были созданы еще три неправительственных организаций депортированных месхов, работающих в Грузии: Молодежный союз депортированных и репатриированных в Грузию месхов "Месхети", Союз Грузинских Репатриантов и Фонд Латифшаха Бараташвили.

    18 мая 1993 года вышло Распоряжение №106 главы государства Грузии Э. Шеварднадзе, на основании которого в Тбилиси для молодых потомков депортированных месхов был создан Адаптационный центр грузинского языка и истории Грузии. После подготовки в этом центре молодые месхи-репатрианты могут быть зачислены на специальное подготовительное отделение Тбилисского Государственного Университета, после успешного окончания которого они зачисляются в вузы Грузии на грузинские факультеты. В 1994 году была основана Служба репатриации как государственная структура. В декабря 1996 года президент Грузии Э. Шеварднадзе подписал указ "Об утверждении Государственной программы по решению правовых и социальных проблем депортированных и репатриированных в Грузию месхов".

    Преамбула программы начинается следующими словами: "Постановлением Государственно-го Комитета Обороны СССР от 31 июля 1944 года №6279 с юга Грузии, в частности, из Самцхе-Джавахети, в результате политической репрессии была выслана часть населения, в том числе, грузин. Этноцид высланных грузин путем депортации был осуществлен сущест-вующим в тот период в СССР режимом, поскольку Грузинская ССР не обладала реальным суверенитетом.

    Независимая демократическая Грузия ставит целью реабилитацию попранных прав указанного населения путем их репатриации и постепенное искоренение результатов этноцида, что для репатриантов означает:

        * Предоставление гражданства Грузии;
        * Восстановление национальности и фамилии;
        *

          Предоставление экономических льгот и обеспечение их социальной защиты на основании действующего законодательства;
        * Содействие в процессе адаптации-реинтеграции".

    За преамбулой следуют главы Государственной программы: 1. Источники финансирования;
    2. Правовое обеспечение репатриантов;
    3. Расселение репатриантов;
    4. Защита социальных прав репатриантов. Это то, что правительство независимой Грузии смогло сделать в тяжелейших условиях государственного строительства на шестом году своего существования.   Так сформировалась государственная политика Грузии в отношении месхов.

    Свободная суверенная нация, если она неспособна "управлять" своей историей в пользу своих же интересов, не имеет перспективы. Только суверенная Грузия сможет исцелить вековую рану грузинского народа, известную как трагедия депортированных месхов.

    Суверенное грузинское государство сделало первый шаг на пути правовой реабилитации депортированных месхов. Президент Грузии Э. Шеварднадзе в Государственной программе, утвержденной его Указом от 9 декабря 1996 года, осудил постановление №6279 Госкомитета Обороны СССР от 31 июля 1944 года и дал квалификацию этноциду -  акту депортации грузин из Самцхе-Джавахети.

    В процессе становления грузинского народа как "государство-нация" в условиях дальнейшей консолидации грузин различных вероисповеданий, месхи-репатрианты в 1-й половине XXI века пройдут тот же путь, что и прошли аджарцы с 80-х годов XIX века до 2-й половины XX-го. В новой исторической действительности репатриированные месхи сформируются в такую же грузинскую этнографическую группу на своей исторической родине Самцхе-Джавахети, какую сегодня представляют их же ближайшие соплеменники аджарцы в Аджарии.

    На пути этнического строительства грузинской нации проблема месхов является нашим нелегким наследием. Осознание этого наследия и забота о нем - историческая ответственность того поколения, которое поведет за собой обновленную Грузию в XXI веке. В этом заключается суть государственной политики Грузии по отношению к депортированным и репатриированным в Грузию месхам.

0

20

Selam vsem bratyam i sestram.Procitav otpravlennuyu so storani Azguriye istoriyu,mne kak nastoyashemu Ahiskali Turku,i projevayushemi 1000 let nashim narodu v teh zemlah, stalo strashno shto,gruzinskiye nacionalisti,russkiye shevinisti ne ostavlayut nas i vezde pokaya. A nashi nekotariye predateli svoyego proishojdeniye i nacionalnosti majut masla v hleb vragam nashego naroda.Politika gruzin i rossiyi asemilirovat,cistih turok uje davno robotayet protiv mayego naroda,i slava Allahu bezushpeshno,i vsegda zakancivayetsa pravalom.Mi Ahiskali Turkleri vsegda bili i ostanimsa Vnukami nostayashih Osmanskih Turok,i budem gorditsa nashey Osmanskoy istoriyey,predatelam nashego naroda ne udastsa veshat klimo i dobavlat nam krome Tureckih korney i yesho drugiye.Mi bolshoy silniy gordiy narod i vse departaciye,surgunler proshli dastoyna,mi casticka bolshoga Tureckogo mira, i ostanemsa im vsegda.Ya hocu shobi azguriya nemedlenna ubrala falshivuyu istoriyu napissannuyu nashimi vragami i ne pazoril nas.Bratya i sestra nekamu nedevayte morocit vam golovu,nasha Rodina Ahiska mi nostoyashyi Turki yavlayemsa kipcakskimi plemina,I yesli budem v meste rabotat Inshallah mi dabyomsa nashu Rodinu obratno,s kakim imenem nas peresilali vi znayete yani Turk adiyle bizleri surduler i etim imenem nazat vernemsa,v gruziye krome nas mnogiye jivut naprimer acarci pocemuta ih kommunisti i soveti ne deportirovali.Mne kak Ahiskali Turku stidno za nekotorih predataley nashego naroda i svayego roda,ya snimi vsegda vel borbu poka Allah dal mne sili budu prodaljat etu borbu,ya vas patriotov svayego naroda prizivayu toje k borbe s predatelami.Hoshca kalin kardeshlerim saygilarimla Ahiskali Cihangir.

Отредактировано Hedef1 (2008-09-30 03:25:25)

0


Вы здесь » AhiskaLi FORUM » Ahiska tarihi » Мы Турки AHiSKA а не Турки месхетинцы


Создать форум. Создать магазин