«Азербайджан, можно сказать, одна из немногих стран, которая нам оказала поддержку в трудные для нас времена.
Мы этого никогда не забудем». Как сообщает 1news.az со ссылкой на Hurriyet, об этом заявил руководитель Общества защиты прав турок-ахыска Паша Алихан.
По его словам, несмотря на то, что они видели поддержку правительства и народа Азербайджана, турки-ахыска хотят вернуться на свою историческую Родину: «Единственное, что мы хотим от правительства Турции и Грузии, возвращения на наши исконные земли. И мы надеемся, что мы сможем вернуться на наши земли».
Отметим, согласно принятому Грузией закону, туркам-ахыска дается один год (с 1 января по 31 декабря 2009 года) для того, чтобы обратиться в грузинские консульства и в официальном порядке зафиксировать свое намерение вернуться в Грузию. Правительство утверждает, что такая мера позволит властям определить количество желающих вернуться в Грузию и спланировать процесс репатриации. Законом не уточняется, где репатрианты будут проживать, он также не предусматривает оказание им финансовой помощи. В закон также было включено положение о том, что при регистрации на репатриацию претенденты должны будут предоставить декларацию об имуществе.
Напомним, в 1944 году по приказу Сталина десятки тысяч турок-месхетинцев подверглись массовой депортации из юго-западного района Грузии Самцхе-Джавахети в Среднюю Азию — якобы из соображений безопасности. В 1989 году не меньшему количеству представителей этой группы населения пришлось спасаться бегством из Узбекистана во время вспышки насилия в отношении турок-ахыска в Ферганской долине. Многие с той поры получили статус беженцев и эмигрировали в Азербайджан и другие страны. Когда в 1999 году Грузия вступила в Совет Европы, она взяла на себя обязательство реализовать рассчитанный на 12 лет план по репатриации и адаптации лиц, подвергшихся депортации. Однако до сих пор правительство не предпринимало серьезных шагов по выполнению данного обязательства. 27 июня законопроект о мерах по обеспечению возвращения турок-месхетинцев в Грузию был принят парламентом страны во втором чтении 101 голосом против 2. Окончательное голосование по этому вопросу запланировано на 29 июня.