Глава I. Общие положения
Статья 1. Разъяснение терминов
Термины, использованные в целях данного закона, имеют следующие значения:
а) Насильно переселенное лицо - лицо, которое в 40-х гг. XX века было насильно переселено из бывшей Грузинской ССР, в другие республики СССР на основе постановления Комитета Безопасности СССР № 6279 ее от 31 июля 1944 года.
б) Соискатель статуса репатрианта - насильно переселенное лицо и/или его супруг/супруга, ребенок, внук, правнук, а также супруги, несовершенолетние дети и пасынки/падчерицы данных лиц.
в) Репатриация - процесс возвращения в Грузию лица, имеющего статус репатрианта.
г) Репатриант - лицо, получившее статус репатрианта в порядке, установленным настоящим законом.
д) Представительство - дипломатическое или другое соответственно уполномоченное учреждение Грузии за рубежом.
е) Представитель - уполномоченный сотрудник, координирующий процесс репатриации за рубежом.
ж) Служба репатриации - соответственно уполномоченная единица Министерства по делам беженцев и расселению.
з) Репатриационный Фонд - юридическое лицо публичного права, основанное для материального обеспечения репатриации, осуществления программ помощи репатриантам, финансово- технической поддержки при проведении единой политики в период интеграции и адаптации.
Глава II. Статус репатрианта
Cтaтья 2. Понятие статуса репатрианта
1. Статус репатрианта означает правовую связь лица с Грузией, которая выражается в правах и обязанностях, установленных настоящим законом.
2. Основанием для репатриации соискателя статуса репатрианта в Грузию является распоряжение министра по делам беженцев и расселению о присуждении лицу статуса репатрианта. Распоряжение министра, как индивидуально-правовой акт, издается только при наличии условий, определенных настоящим законом.
Статья 3. Условия присвоения статуса репатрианта
1. Статус репатрианта присваивается лицу, которое удовлетворяет требованиям соискателя статуса репатрианта, кроме лиц:
а) в отношении которых возбуждено уголовное дело - до его прекращения, а при вынесении судом обвинения по тяжкому или особо тяжкому преступлению - до истечения срока судимости.
б) которые совершили террористический акт и/или преступление против человечества.
в) которые были замечены в действиях против Грузии.
г) которые в период прошлого пребывания в Грузии нарушили требования, установленные действующим законодательством Грузии.
д) которые представили поддельные справки для получения статуса репатрианта.
Статья 4. Права и обязанности репатрианта
1. Права репатрианта приравниваются к правам и обязанностям постоянно проживающих на территории Грузии иностранцев, определенным законом Грузии «О правовом положении иностранцев» и представляют собой единство с дополнительными правами и обязанностями, установленными настоящим законом. Репатриант имеет право:
а) жить в месте поселения на жилищной площади, выделенной для него государством, и выкупить ее;
б) в случае поселения в сельской местности, дополнительно получить с правом пользования участок земли приусадебного и/или сельскохозяйственного назначения, безвозмездно выделенный государством;
в) пользоваться адаптационными программами, разработанными государством для репатриантов;
г) подобно гражданам Грузии пользоваться правом на здравоохранение;
д) пользоваться другими преимуществами, предусмотренными законодательством Грузии;
е) беспрепятственно въезжать и выезжать на территорию Грузии, соблюдая требования законодательства Грузии;
ж) требовать и получить гражданство Грузии в порядке, установленном органическим законом Грузии о грузинском гражданстве.
2. При получении гражданства Грузии и/или восстановлении исторической фамилии, репатрианты освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в соответствующие органы.
3. Репатриант обязан:
а) соблюдать Конституцию Грузии и требования, установленные действующим законодательством;
б) не менять постоянного места жительства в Грузии в течение одного года после репатриации. При смене места жительства по прошествии одного года заранее предупредить Службу репатриации.
в) в случае получения жилищной площади от государства (независимо от получения/отказа от гражданства и потере статуса репатрианта), спустя 5 лет после получения ежегодно выплачивать не менее 10% стоимости жилищной площади до полного ее выкупа.
Глава III.
Статья 5. Заявление на получение статуса репатрианта
1. Заявление на получение статуса репатрианта должно быть подано в представительство Грузии на территории той страны, гражданином и/или постоянным жителем которой является заявитель, либо в ближайшее представительство, если в стране его/ее проживания нет представительства Грузии.
2. Вместе с заявлением лицо обязано представить в представительство следующие документы:
а) в случае наличия документ подтверждающий переселение;
б) удостоверение личности (постоянного проживания) и/или документ, подтверждающий гражданскую принадлежность, определенный законодательством той страны, гражданином или постоянным жителем которой является заявитель, в том числе и гербовый паспорт бывшего СССР, в случае наличия.
в) справка с места жительства;
г) справка о судимости;
д) документы, подтверждающие семейное положение и/или родственные связи (свидетельство о браке и/или разводе, свидетельство о рождении ребенка).
е) справка о состоянии здоровья.
3. Представителю представляются оригиналы документов, перечисленных в пункте 2 данной статьи. Представитель устанавливает аутентичность копий с оригиналами в порядке, установленном законодательством, и возвращает заявителю оригиналы соответствующих документов.
4. Заявитель имеет право приложить к заявлению другие документы или их копии, которые будут способствовать репатриации и процессу интеграции-адаптации: свидетельство о рождении, документ, подтверждающий воинскую обязанность (военный билет или свидетельство допризывника), справка из учебного заведения (аттестат, диплом, сертификат), книжка собственности на недвижимое имущество, справка с места работы.
Статья 6. Регистрация заявления
1. В случае представления заявления и полного пакета документов, перечисленных в пункте 2 статьи 5 настоящего закона, заявление проходит регистрацию и заявитель ставится на учет как соискатель статуса репатрианта.
2. В случае обнаружения неточностей в приложенных документах, представитель обязан сообщить об этом заявителю, чтобы тот исправил упомянутые неточности в течение срока до одного месяца. Если заявитель в течение одного месяца не представит полностью документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 5 настоящего закона, представитель обязан вернуть заявителю уже поданные документы для исправления.
3. В случае, если заявитель не исправит неточности в течение срока, установленного настоящим законом, насильно переселенное лицо и/или члены его семьи имеют право повторно подать заявление спустя три месяца.
4. В течение трех недель после регистрации заявления представитель пересылает заявление, приложенную документацию и другие материалы Службе репатриации и информирует об этом заявителя в течение двух недель.
Статья 7. Рассмотрение заявления
1. Служба репатриации рассматривает заявления каждого соискателя статуса репатрианта в отдельности, при этом учитывая принцип единства семьи; заявления членов одной семьи рассматриваются в непрерывной последовательности и как единое целое.
2. Заявление соискателя статуса репатрианта рассматривается в Службе репатриации. При этом, Служба репатриации в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления регистрирует документацию и пересылает ее в Министерство Внутренних Дел Грузии и, в случае необходимости, в другие ведомства на изучение. Данные ведомства не позднее 6 месяцев выдают в рамках своей компетенции аргументированное заключение о присуждении статуса соискателю. Заключение незамедлительно передается Службе репатриации.
3. Служба репатриации готовит заключение о присуждении соискателю или отказе на статус репатрианта не позднее 8 месяцев со дня регистрации заявления.
4. На основе заключения Министерство по делам беженцев и расселению в течение одного месяца издает распоряжение о присуждении лицу статуса репатрианта или отказе в присуждении статуса.
а) В течение 20 дней после утверждения заключения соискателя уведомляют через представителя о присуждении статуса или аргументированном отказе.
б) Решение об отказе в присуждении статуса репатрианта может быть обжаловано в суде Грузии в порядке, установленном грузинским законодательством.
Статья 8. Репатриация
1. После получения статуса репатрианта репатриант уведомляет Службу репатриации через представителя о приблизительном сроке своего возвращения в Грузию, который не должен быть меньше 3 месяцев с момента получения данного уведомления. При этом репатриант предоставляет Службе репатриации перечень собственного имущества, ввозимого в Грузию.
2. Служба репатриации, в течение 5 дней после согласования даты возвращения репатрианта, обращается в Репатриационный Фонд по вопросу места жительства и приобретения жилищной площади для репатрианта. Вопрос приобретения жилищной площади на выбранном месте согласуется с репатриантом непосредственно или при помощи представителя. В случае неодобрения предоставленного места жительства, Фонд обязан подобрать новое место. В случае, если репатриант дважды отклонит предложенное место жительства, выбранную жилищную площадь по причине недовольства местом жительства, процесс выбора места жительства и жилищной площади прекращается и согласие на репатриацию отсрочивается на один год.
3. Процесс выбора и согласования с репатриантом места жительства и жилищной площади не должен превышать срока в три месяца с момента получения от репатрианта уведомления о репатриации. В случае, если репатрианту не нравится предложенная жилищная площадь в согласованном месте жительства, он имеет право при добавлении собственных средств потребовать и получить жилье с большей площадью.
4. Репатриант имеет право ввезти в Грузию без обложения пошлиной то имущество, установленное Таможенным Кодексом Грузии, которое предназначается для личного и семейного пользования.
5. После выдачи свидетельства репатрианта Служба репатриации обеспечивает перевоз репатрианта в заранее выделенное государством место жительства.
Статья 9. Временная приостановка и прекращение статуса репатрианта
1. Действие статуса репатрианта временно приостанавливается в случае совершения лицом уголовного преступления до вынесения следственными органами соответствующего решения о прекращении дела или до законного вступления в силу оправдательного приговора суда.
2. Статус репатрианта прекращает действие, если лицо:
а) отказалось от него на основе собственного заявления;
б) прошел максимальный срок на право требования гражданства Грузии, установленного статьей 4 настоящего закона, включая срок, установленный для получения ответа от соответствующих государственных органов;
в) получило гражданство Грузии или другой страны;
г) было признано судом без вести пропавшим или скончавшимся;
д) скончался;
е) сознательно скрыло обстоятельство, препятствующее получению статуса репатрианта, и/или представило поддельную справку, каковой факт был обнаружен после присуждения статуса;
ж) нарушил пункт 3 б) статьи 4 настоящего закона.
3. Если лицо потеряло статус репатрианта на основе пункта 2 д) данной статьи, а впоследствии упомянутое решение суда было аннулировано, лицу восстанавливается статус репатрианта, если оно по прежнему удовлетворяет условиям, установленным в статье 3 настоящего закона.
4. Лицо, статус репатрианта которого был прерван на основе пунктов 2 а). б) и е) данной статьи, теряет права и обязанности, предусмотренные настоящим законом, и на него распространяется законодательство Грузии о правовом положении иностранцев.
5. Решение о приостановлении, прекращении и восстановлении статуса репатрианта в случаях, предусмотренных данной статьей, принимается министром по делам беженцев и расселению Грузии на основе предложения Службы репатриации.
6. Распоряжение министра по делам беженцев и расселению Грузии о приостановлении, прекращении и восстановлении статуса репатрианта может быть обжаловано в суде в порядке, установленном законодательством Грузии.
Глава IV. Государственное регулирование процесса репатриации
Статья 10. Репатриационная квота
1. С целью государственного регулирования процесса репатриации ежегодно происходит определение квоты, что подразумевает установление ограниченного количественного объема репатриации.
2. Квота устанавливается Президентом Грузии по представлению Министерства по делам беженцев и расселению Грузии и утверждается Парламентом Грузии за три месяца до начала каждого календарного года, с учетом объема средств, выделенных для финансово-материального обеспечения процесса репатриации, разумных сроков и условий социальной адаптации репатриантов, а также международных обязательств Грузии. 3. Процедура, предусмотренная пунктом 4 статьи 7 настоящего закона и ее срок для получения статуса репатрианта временно приостанавливается для других заявителей, при заполнении репатриационной квоты лицами, получившими статус репатрианта, до определения репатриационной квоты на следующий год.
Статья 11. Материально-техническое обеспечение процесса репатриации
1. Материально-техническое обеспечение процесса репатриации, в том числе расселение репатриантов, приобретение жилищной площади и документирование, предоставляется Министерством по делам беженцев и расселению Грузии.
Статья 12. Адаптация репатриантов и обеспечение процесса интеграции
1. Проведение программ помощи репатриантам, обеспечение финансово-технической поддержки в проведении единой политики в период интеграции и адаптации осуществляется юридическим лицом публичного права, созданным с этой целью, - Репатриационным Фондом.
Глава V. Переходные и заключительные положения
Статья 13. Перечень нормативных актов, которые должны быть приняты
для вступления в силу настоящего закона
1. Министерство Иностранных Дел Грузии совместно с Министерством по делам беженцев и расселению Грузии, до вступления настоящего закона в силу, представят Президенту Грузии предложения о заключении соглашений, предусмотренных пунктом 3 статьи 13 настоящего закона, со странами текущего проживания насильно переселенных лиц, согласно статье 9 закона Грузии «О международных соглашениях».
2. Министерства Иностранных Дел, по делам беженцев и расселению и Внутренних Дел Грузии в течение 6 месяцев после принятия настоящего закона подготовят проект приказа Президента Грузии о незамедлительном совместном проведении мероприятий с соответствующими странами с целью поиска и передачи архивов, связанных с выполнением требований настоящего закона.
3. Министерство Экономического Развития Грузии совместно с Министерствами по делам беженцев и расселению, Труда, Здравоохранения и Социальной Защиты подготовят в течение 6 месяцев после принятия настоящего закона прогнозную финансово-бюджетную смету процесса репатриации.
4. Министерство по делам беженцев и расселению Грузии в течение 6 месяцев после принятия настоящего закона подготовят проект приказа Президента Грузии о создании Репатриационного Фонда и утверждении его устава.
5. Министерство Науки и Образования Грузии, совместно с Министерством по делам беженцев и расселению Грузии в течение 6 месяцев с момента принятия настоящего закона подготовят проект государственной программы адаптации репатриантов и их интеграции в общество.
6. Министерство Юстиции Грузии в течение 6 месяцев после принятия данного закона подготовит пакет соответствующих изменений в законодательстве Грузии для выполнения требований настоящего закона.
Статья 14. Вступление в силу и срок действия закона
1. Настоящий закон, кроме статьи 12 настоящего закона, вступает в силу с 1 января 2007 года.
2. Статья 12 настоящего закона вступает в силу с момента издания.
3. Настоящий закон распространяется на тех насильно переселенных лиц и членов их семей, которые являются гражданами или постоянными жителями стран, с которыми Грузия заключила соглашения об имущественной и правовой реабилитации насильно переселенных лиц и членов их семей.
4. Насильно переселенным лицам и членам их семей, которые в 70-80-х гг. XX века вернулись в Грузию и в связи с создавшимся в стране положением покинули Грузию, в случае если они удовлетворяют условиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 настоящего закона, при подаче заявления статус репатрианта предоставляется без ограничения репатриационной квоты.
Настоящий закон, учитывая условия, выраженные в пункте 2 статьи 10, действителен с момента вступления в силу до 2011 год включительно.